Клешнина Светлана Анатольевна

Клешнина

 

Учитель-логопед МДОУ  детского сада №1 «Теремок» комбинированного вида

Общий стаж работы   19 лет

Стаж педагогической работы  19лет

Стаж работы в должности  (в данном учреждении)   19 лет

Образование, наименование учебного заведения, год окончания
  • Вятский Государственный педагогический университет, 1995 год. специальность » Педагогика и психология дошкольная» с дополнительной специальностью «Логопед детского сада» и «Руководитель Изостудии в детском саду
  • «Нижегородский государственный педагогический университет, 2000 год, специальность «Логопедия»,  «Олигофренопедагогика» .
Повышение квалификации:
  • ГОУ ДПО НИРО по программе «Логопедия»  с 17 января по 12 ноября 2011 года в количестве 144 часа,
  • ГОУ ДПО НИРО по программе  «Логопедия»  с 20 января по 18 ноября 2014 года в количестве 108 часов.
Сведения  об аттестации:  высшая квалификационная категория
Награды, звания:
  • Почетная Грамота Министерства образования Нижегородской области за добросовестный творческий труд в системе образования (2010),
  • Почетная грамота МДОУ за участие в смотре-конкурсе проектов социально-личностного развития детей (2012),
  • Диплом Отдела образования и молодежной политики Администрации Тоншаевского муниципального района Лауреата районного конкурса исследовательских проектов детей дошкольного возраста «Я- исследователь» (2013),
  • Почетная грамота за первое место в конкурсе педагогического мастерства «Документация — лицо педагога» среди специалистов МДОУ (2013),
  • Грамота МДОУ за значительные успехи в воспитании детей дошкольного возраста, совершенствование воспитательного процесса в свете современных достижений, большой личный вклад в формирование нравственных основ детей и высокий уровень готовности детей к школе(2013),
  • Грамота отдела образования   Администрации Тоншаевского  муниципального района и прихода церкви во имя Святителя Чудотворца Николая, за первое место в  районном конкурсе в номинации «Мы встречаем Рождество», 2014.
Нормы развития речи ребенка от 1 года до 7 лет
1 год — 1 год 6 месяцев.

Говорит отдельными словами, имеющими значение предложений. В конце периода появляются двухсловные предложения. Отдельные слова и предложения дополняются жестами, мимикой, интонацией. Среди тех 30 слов, которыми малыш овладевает к полутора годам, преобладают названия предметов и обозначения действий. Но если  взрослые чаще будут называть не только предметы, но и их качества (мяч круглый, чай горячий, цветок красный), ребенок быстро усвоит эти понятия.

1 год 6 месяцев – 2 года.

Запас употребляемых слов быстро растет. Облегченные слова заменяются правильными. Появляются прилагательные и местоимения. Начинает употреблять простые двух-трехсловные предложения, а к 2м годам – трех-четырехсловные. В словах появляются грамматические изменения. Речь эмоциональна и выразительна.

2 года – 2 года 6 месяцев.

Легко повторяет фразы, короткие стихи. Словарь продолжает быстро расти. Услышанные незнакомые слова и целые фразы быстро усваиваются. Появляются вопросы: «Где?», «Почему?», «Куда?». Предложения становятся многословными, появляются сложные предложения, хотя и не всегда грамматически правильные, начинается употребление предлогов и союзов. Речь становится основным средством общения не только со взрослыми, но и с детьми.

2 года 6 месяцев – 3 года.

Словарь быстро увеличивается. Может понимать смысл речи взрослого о событиях и явлениях, не бывших непосредственно в его личном опыте, но отдельные элементы которых ранее воспринимались ребенком. Речь взрослого становится для ребенка средством познания. Он говорит сложными фразами, появляются придаточные предложения, хотя грамматически предложения продолжают оставаться еще не всегда правильными. По словам может передать содержание ранее рассказанной сказки или рассказа (по картинкам или без показа картинок). Выполняет просьбы, состоящие из двух действий. Использует некоторые падежи, начинает говорить от первого лица.Понимает значения предлогов на, под. Пропускает слоги в середине слов для упрощения, неустойчивое произношение звуков (то правильно, то неправильно).

3 года – 4 года.

К уже имевшимся звукам добавляется произношение  твердых звуков С, 3, Ц. Замечает неправильное звукопроизношение у других детей. Ребенок адекватно использует названия цветов, местоимения «я», «ты», «мне», называет свое имя, пол, возраст.  Понимает разницу между словами «большой» и «маленький», осваивает падежи, времена глаголов, согласует глаголы прошедшего времени с существительными в роде. Согласует имена прилагательные с существительными женского и мужского рода. Понимает слова-обобщения (игрушки, посуда), начинает использовать их в активной речи. Пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами. Увеличивается количество слов во фразе, ребенок вначале использует самые значимые слова в предложении, опуская, например, второстепенные члены, поэтому предложение чаще всего имеет прямой порядок слов: «Киса пьет молоко» или обратный: «Дай, мама, мишку». Связь слов в предложении налажена с помощью окончаний и предлогов, употребляются союзы, используются все основные части речи.  Словарный запас характеризуется не только словами чисто бытовой тематики, встречаются обобщения понятий, оценочные слова («хорошо», «плохо»). Словарь ребенка составляет 1200—1300 слов. Любит слушать по многу раз знакомые сказки и стихи, может дословно запоминать текст, однако пересказа своими словами еще не дает. Понимает несложные сюжетные картинки. Начинает подбирать рифмы к словам.  В это время у детей наблюдается увлечение игрой словами, звуками. Создаются слова с «предметным» переосмыслением неясных слов: кусарики (сухарики), колоток (молоток), мазелин (вазелин).

4 года – 5 лет.

Словарный запас достигает 2000 слов.  В активной речи появляются слова второй-третьей степени обобщения: «елочка – дерево – растение».  Словарный запас обогащается за счет наречий, обозначающих пространственные и временные признаки: «скоро, потом, вокруг». Появляется «словотворчество», что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей. Ребенок переносит грамматические признаки  формы одного слова на форму другого слова. Это может быть и нормативно, может быть неправильно: «сильно — сильнее, больно — больнее, громко — громчее». В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи. К 5 годам ребенок правильно усваивает все возможные варианты образования множественного числа предметов. Встречая новое слово, может изменить его неправильно, но после того, как взрослый подскажет правильный вариант, быстро усваивает грамматическую норму для нового слова: «стол — столы, зеркало – зеркалы, …зеркала» У многих детей звукопроизношение нормализовалось, у части детей наблюдаются смешения свистящих и шипящих, если они недавно появились в речи, а также отсутствие вибрантов Р, Р’.  Связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях из собственной жизни допускается непоследовательность; пересказ известной сказки возможен.  Хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть.

5 лет – 6 лет.

Качественный скачок в овладении связной речью: дети способны составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности.  Начинает формироваться внутренняя речь – свернутая, сокращенная форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельности.  Значительно обогатился словарный запас, дети пользуются словами второй и третьей степени обобщения. Грубых аграмматизмов в речи нет, ребенок уже не скажет «Мы вчера пойдем в парк» или «папа пришла с работы». Возможны ошибки при построении сложных предложений.

Звукопроизношение полностью нормализовалось.

Появляется способность к выделению первого звука из слова, то есть формируются навыки звукового анализа слов, после объяснения взрослого звуковая оболочка слова перестает быть «прозрачной», незаметной для восприятия. Появляются «звуковые» игры: «если у крота отнять букву к, какое слово получится – рот!» Дети способны менять произвольно громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации.

6 лет – 7 лет.

Овладевает связной речью, способен  составить рассказ по картинке и по серии сюжетных картинок, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности.  Речь правильная, но возможны ошибки при построении сложных предложений, согласовании причастных оборотов: «мы видели кошку, ловившая птичку, за которыми бегала собака». Произношение всех звуков правильное.   Умеет изменять громкость голоса, интонации. Стихи читает с выражением, иногда для этого просит  разъяснить смысл некоторых стихов. Словарный запас увеличивается до 3500 слов.  Присутствуют образные слова и выражения, устойчивые словосочетания  (ни свет, ни заря, на скорую руку и др.)   Продолжает развиваться фонематический анализ (разложение слова на составные элементы) и фонематический синтез – составление слов из набора звуков, из слогов, путем перестановки звуков и слогов. Осваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении. Развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего  развития ребенка, его успешного обучения в школе.

При каких симптомах нужно обращаться к логопеду:     

Если ребенок в 1,5-2,5 года практически не имеет нормальных, понятных  слов типа «мама», «баба», «би-би», «кошка», «пить», «иди», а говорит на «своём» языке, причем много и активно  — в это же время идите к логопеду, не ждите даже 3-х лет.

Если ребенок в 1,5-3 года «всё понимает, а говорить не хочет», общается жестами и «мычанием» — не ждите пока «сам заговорит», лучше перестраховаться и убедиться, что это не алалия.

Если ребенок 4-5 лет смягчает все звуки: «Кися», «щапка», «тяйник», «лямпотька» — это м.б. не «баловство», а  серьезное речевое нарушение.

Если ребенок картавит, гнусавит, шепелявит (извините за ненаучную терминологию), т.е. искажает звуки – обратитесь к логопеду в любом возрасте, не обращая внимания на возрастные нормативы появления звуков, потому что эти нормативы говорят об отсутствии или замене звуков «предшественниками» в норме, а искажения – это всегда речевое нарушение и самостоятельно оно не исправится.

Если ребенок пошел в школу, и у него проблемы с чтением и письмом – после второй учебной четверти сходите к школьному логопеду : возможно, у ребенка логопедические или психологические проблемы.

Если у ребенка после какой либо травмы (падение, ушиб,«лёгкое сотрясение мозга») начались проблемы с письмом  — пропуски букв, слогов, письмо мимо строчек… — проверьтесь не только у  логопеда, но и у невропатолога, т.к, м.б. это симптомы серьёзной черепно-мозговой травмы и афазия…

В целом, в логопедии действует правило: чем раньше начать лечение, тем меньше проблем будет в будущем.

 Правила автоматизации  звуков.

После постановки звука наступает время ввести новый звук в речь ребенка. В онтогенезе, при нормальном развитии речи ребенка  каждый новый звук проходит этот этап:  «Скажи ШШШ» — «ШШШ», — шипит ребенок.  «Скажи ШШШапка» — «ШШШШ… Сапка», — упс!  Не получилось… Должно пройти некоторое время и множество тренировок, чтобы ребенок  мог безошибочно произнести «шапка». Почему так происходит?

Ответ на этот вопрос дал академик И. П. Павлов, изучавший условно-рефлекторные связи, формирующиеся не только у животных («собачки Павлова»), но и в коре головного мозга человека. Любое автоматизированное движение мышц (что рук и ног, что языка и губ) – сначала выполняется с участием сознания (перенести вес на одну ногу, другую согнуть в колене, выдвинуть ее вперед…), многократное повторение одного и того же движения позволяет выполнять это движение бессознательно, не затрачивая на это массу энергии. Это называется «динамический стереотип», «автоматизм».

Нарушение звукопроизношения (фонетическое нарушение) может проявляться как в пропуске звука («ука»), так и в его замене другим, часто более простым, звуком («лука»). В первом случае автоматизация звука  проходит несколько легче – т.к. в коре головного мозга отсутствуют некоторые условно-рефлекторные связи, их нужно просто создать. В случае искаженного произношения или замены звука условные связи уже существуют, и их необходимо затормозить, одновременно подкрепляя новый динамический стереотип правильного произношения. Поэтому автоматизация  идет дольше.

Постановка и автоматизация звуков являются основой коррекционной работы при дислалии, дизартрии и ринолалии.

В процессе автоматизации звук последовательно проходит несколько этапов, и нарушать эту последовательность ни в коем случае нельзя. Если еще не устоялось произношение звука в словах на медленном темпе, с возможными подсказками – ребенок однозначно не сможет произнести ни стишок, ни скороговорку.  В легких случаях (физиологическая возрастная дислалия) каждый этап может занимать по 3-5 минут: «зарычал», 5 слогов произнес, по 5 слов на каждое сочетание сказал – можно сразу рассказывать стихи. НО – все эти слоги и слова всё же произнесены, взрослый убедился, что во всех возможных сочетаниях звук получается, все этапы присутствуют.

Последовательность автоматизации звуков.
  1. Автоматизация изолированного звука.
  2. Автоматизация звука в слогах.
  3. Автоматизация звука в словах (упражнения).
  4. Автоматизация звука в словосочетаниях, фразах (упражнения).
  5. Автоматизация звука в стихах (упражнения).
  6. Автоматизация звука в текстах, рассказах (упражнения).
  7. Автоматизация звука в самостоятельной речи.
  8. Автоматизация звука в скороговорках (для взрослых).
 Рассмотрим подробнее  некоторые этапы автоматизации звуков  .

1.     Автоматизация  изолированного звука.

Сначала звук необходимо закрепить  изолированно, т.е. отдельно от всех других звуков (поскольку в потоке речи звуки испытывают взаимные влияния – сравните произношение звука С в словах «сыр» и «сумка»). Как при постановке, так и на начальных этапах автоматизации обязательно используются дополнительные анализаторы – зрительный,  тактильный…  «Для образования новых речевых связей используются наиболее эффективные в данном случае анализаторы. Нередко нормально слышащие дети неправильно произносят некоторые звуки потому, что  не различают их  на слух. Тогда  на первых порах преимущественно  пользуются зрительным анализатором , т.е. показывают ребенку  артикуляцию звука и одновременно произносят звук.  Таким образом, на основе зрительных раздражителей, которыми ребенок до этого в речи мало  или совсем не пользовался, образуются новые, правильные зрительно-двигательные и связанные с ними слухо-речевые рефлексы» (М.Е. Хватцев «Логопедия: работа с дошкольниками»).  Т.е. сидим перед зеркалом, чтобы ребенок видел лицо взрослого и свое лицо, и контролируем правильность артикуляции. Разумеется, автоматизировать звук изолированно нужно в игровой форме: « Как шипит змея? А чья змея шипит дольше – твоя или моя? ШШШШШ».  Недостаточно просто произнести звук для того, чтобы малыш нам правильно его повторил – в некоторых случаях нужно подробно объяснить, как поставить органы артикуляции для того или иного звука, в других случаях лучше пользоваться  аналогиями («сделай из зубов заборчик»), или же имитируем движения рукой   (вверх или вниз, язык широкий или узкий). И некоторое время необходимо напоминать ребенку  теми же жестами и словами (которые называются «раздражители»), как произнести этот трудный звук.

«Чем сложнее динамический стереотип (слово, звук), тем труднее он усваивается. Когда же он усвоен, то достаточно действия одного из его раздражителей, чтобы он полностью снова возник. Старый, неподкрепляемый стереотип некоторое время удерживается в коре мозга, затем постепенно уступает место новому, подкрепляемому.

Так, если звук Ш вызывался такими раздражителями, как произнесение воспитателем этого звука, показ артикуляции перед зеркалом и имитация движения языка рукой, то впоследствии  достаточно только такого движения руки, чтобы ребенок произнес  этот звук. Но когда один из группы новых раздражителей стереотипа некоторое время не применяется, а затем вновь пробуется, то возникает старый стереотип. Таким образом, разные динамические стереотипы (правильные и неправильные слова и звуки) как бы наслаиваются один на другой и взаимно соперничают. Следовательно, для закрепления нового слова или звука требуется систематическая тренировка их» (М.Е. Хватцев «Логопедия: работа с дошкольниками»).  Вот почему логопеды настаивают на ежедневном выполнении домашних заданий – так устроен человеческий мозг.

2.    Автоматизация звука в слогах.

После того, как ребенок достаточно свободно выполняет нужные артикуляционные движения, и звук получается правильно, приступаем к автоматизации в слогах.  Учитывая, что слог не имеет для ребенка никакого смысла – заранее придумайте, как его увлечь этим делом – соединением двух звуков в одно целое.

Автоматизацию  в слогах можно начинать как с прямых (согласный +гласный) так и с обратных (гласный + согласный) слогов. Это будет зависеть от того, какой звук вводится в речь, от способа постановки и от возможностей ребенка.

Следует учитывать, что гласные О и У дают соседнему с ними согласному дополнительную лабиализацию (огубление). Поэтому  сначала отрабатывают слоги типа СА, СЭ, СЫ и только потом СО и СУ. Кстати,  твердые согласные отрабатываются в слогах с гласными А, Э, Ы, О, У, а мягкие – в слогах СЯ, СЕ, СИ, СЁ, СЮ. А вот слоги со стечением согласных  (ШКА, ПША…) либо отдельно вообще не отрабатывают, т.к. хватает автоматизации в словах, либо (в случае общего недоразвития речи) слоги со стечением отрабатываются после слов с открытыми слогами.

3.    Автоматизация звука в словах.

Ребенку предлагаются слова  с прямыми, затем с закрытыми слогами  с автоматизируемым  звуком, со стечением согласных .

4.    Автоматизация звука в самостоятельной речи.

Самостоятельная речь – заключительный этап автоматизации. Здесь тоже необходимо соблюдать некоторые правила.

Некоторое время ребенок не может одновременно думать о двух вещах сразу – что сказать и как сказать. Он прибегает домой и начинает взахлеб рассказывать о каком-либо событии. Событие, разумеется, важнее, чем какие-то там звуки. Достаточно трудно заставить ребенка включить самоконтроль за звуками в такой ситуации. И даже если вам это удастся – поверьте, вы испортите малышу всю радость от общения. Поэтому лучше сначала самостоятельной речью считать только вами созданные, немного искусственные ситуации: «расскажи, что было в садике?». И если там не было ничего особо эмоционально значимого для ребенка, он спокойно начнет отвечать на ваши наводящие вопросы, а вы сможете не спеша исправлять его произношение. Поначалу следить за звукопроизношением будет только родитель – у него вырабатывается  т.н. «сторожевой рефлекс», когда взрослый приучается следить за двумя вещами сразу: поддерживать беседу и отмечать все неправильности произношения. Чтобы ребенок научился использовать новый правильный звук, нужно после каждой ошибки дать ребенку образец слова и настоять на правильном повторении слова. «Мама, купи мне масынку» — «МаШШШинку» — «Да, маШШШинку» — «Молодец!». Обычно спустя недели две ребенок начинает сам отслеживать,  где прозвучало неправильно и сам исправляется. Тогда от взрослых требуется закреплять новый стереотип одобрением и похвалой.  Считается, что на всю автоматизацию нового звука – от слогов до самостоятельной речи – как на замену одной привычки другой уходит в среднем 35-45 дней. Учтите, что эти сроки относятся только к Дислалии , при более серьезных нарушениях (Дизартрии, Ринолалии) сроки автоматизации обычно увеличиваются, кроме того при более сложных нарушениях автоматизация звуков имеет свои особенности (речь с движениями, правильное дыхание…).

Вне зависимости от этапа  нужно помнить несколько моментов:

  • звук, слог, слово, стишок  сначала показывает взрослый, и только потом произносит ребенок. В идеале ребенок не должен  на этапе автоматизации звука ошибаться ни разу — чтобы старый стереотип не мешал закреплению нового. Поэтому от взрослого требуется огромное внимание, чтобы успевать раньше ребенка показать или подсказать правильный звук.
    «При обучении произношению необходимо следить, чтобы условный раздражитель (произнесение или показ артикуляции педагогом) предшествовал произнесению звука ребенком. В противном случае, когда мы поправляем уже неверно произнесенное, старые неправильные связи еще больше закрепляются и задерживают появление правильного звука. Длительное применение такого порочного приема может превратить  положительный раздражитель в тормозной: ребенку надоедают  назойливые поправки педагога, и он отказывается произносить требуемый звук. Если же ошибка допущена, приходится пользоваться и таким приемом»  (М.Е. Хватцев «Логопедия: работа с дошкольниками»).
  • обязательно нужно закреплять новый звук не только на занятиях у логопеда, но и дома, в процессе домашней работы, и  по возможности в детском саду (если у вас  в детском саду грамотные, понимающие воспитатели, попросите их следить за речью вашего малыша, подбирать стихи для праздников с учетом речевых возможностей ребенка). Если же дошкольник пользуется новым звуком только на занятии, то формируется так называемый «синдром кабинетной речи», когда во время занятия все звуки произносятся отлично, а как только малыш выходит за порог  — как будто  никогда ничему и не учился!  То есть сложился стереотип – «в кабинете говорю  хорошо, а в жизни как привык».
  • следите за качеством предъявляемого материала – в словах  не должно быть двух оппозиционных звуков. Например, если мы автоматизируем звук Р, который ранее ребенок произносил как Л, ни в коем случае не должно быть слов, где одновременно встречаются оба эти звука : роль, зеркало… «Конфликтующими» звуками могут оказаться практически любые пары:  С – Ш, С – Сь, С – Ц, С – Т, С – Щ, С – Ч, С – З. Поэтому  для каждого ребенка нужно делать  отдельную подборку. Если же попалось такое слово или фраза – не настаивайте на правильном произношении обоих звуков. Оппозиционные звуки необходимо будет дифференцировать, и для этого существуют специальные приемы.
  • первое время нужно новый звук произносить несколько утрированно (чуть дольше, сильнее, чем другие звуки). Это необходимо для того, чтобы слуховой анализатор зафиксировал новое звучание как образец, и в дальнейшем, когда новый звук «подровняется» под другие, сверял его звучание с образцом. Не пугайтесь, что новый звук такой «громкий» — это временно, в потоке речи органы артикуляции вынуждены будут равномерно распределять усилия на все звуки.
  • «И.П. Павлов установил, что в состоянии голода, утомления, сильных переживаний резко ослабевает торможение и усиливается возбуждение. В таком состоянии у детей, если новые речевые стереотипы еще не автоматизированы, снова появляются старые (картавость, шепелявость, заикание). В подобных случаях необходимо поддерживать новые речевые рефлексы подсказом, напоминанием и т.п.  логопедические занятия при таком состоянии ребенка проводить нельзя».
  • в логопедических занятиях, и в автоматизации звуков очень важна мотивация ребенка, т.е. насколько важно это для него, нужно ли это ему самому и зачем. Конечно, иногда встречаются замечательные дети, которые сами просят родителей сходить к логопеду. Но это уникальные случаи. Чаще инициатива исходит от родителей – это МЫ понимаем, зачем нужно правильно говорить, а малышу это пока неведомо, его жизнь и так хороша.  Без должной мотивации логопедические занятия могут растянуться на неопределенный срок.  Мотивация – это не «позанимаешься хорошо, я тебе конфету дам», а  «ты ведь хочешь хорошо учиться в школе  \ читать стихи на празднике \ быть взрослым…»  и много других вариантов, которые подходят именно вашему ребенку. Поэтому очень   важно отношение окружающих, не только мамы и папы, к занятиям ребенка.   «Чтобы предупредить угасание звука, следует чаще подсказывать правильное произношение его, подкреплять его живым примером окружающих. В этих случаях нередко помогают другие раздражители, так или иначе связанные с этим звуком, например, напоминание о необходимости говорить правильно, установка окружающих на ясную речь ребенка, их требовательность в отношении произношения, наконец, установка самого  ребенка на определенного собеседника».
  • на первых порах надо поддерживать новые звуки всеми средствами, а не предоставлять малышу произносить их без подкрепления и контроля. В этом отношении большую опасность представляют домашние задания, которые не контролируются старшими. Даже если ребенок ходит в школу и сам читает – нельзя позволять ему самому читать слова «с листа», нужно чтобы взрослый прочитал ему слово, после чего ребенок может это повторить.  Точно так же необходимо, чтобы взрослый слушал и отслеживал правильность произношения. Подчас это правило относится и к взрослым занимающимся – им тоже нужен «слушатель».   

Комментарии недоступны